Вы здесь
Всегда приятно подарить или получить в подарок чашку из тонкого фарфора, приобрести изящную вазу или статуэтку. Даже современные фарфоровые статуэтки выглядят изысканно и обладают особенным шармом, присущим эпохе, когда устраивались балы и царские приемы, а что говорить об антиквариате, работах известных мастеров прошлых веков.
Из Китая в Европу
Изобретенный в Китае на рубеже VII-VIII веков фарфор долгое время интриговал европейцев тайной своего изготовления. Европа заболела этим материалом и начала разгадывать его секреты после того, как известный итальянский купец Марко Поло привез из путешествия первые изделия. Долгое время европейцы гадали, каков же состав фарфора. Предполагали, что его получают в результате перемалывания морских раковин, и только через тысячу лет удалось узнать истинный секрет фарфора, тогда стали появляться фарфоровые заводы и фабрики.
Самый ранний период моды на фарфор наметился в начале XVIII века, когда в 1710 году в Европе появился первый фарфоровый завод. Через некоторое время разгадали секрет фарфора и в России, это удалось Дмитрию Ивановичу Виноградову — основателю отечественного фарфорового производства. Он смог получить фарфор из российских материалов. В 1744 году был основан Императорский фарфоровый завод, после чего изящный материал мгновенно стал ценным и популярным, но исключительно в высших слоях населения.
Сервизы для дворцов
Императорский фарфоровый завод был собственностью императорской семьи и работал по заказам царского двора, обеспечивая нужды всех дворцов.
Для каждого дворца, императорских яхт и дач изготавливали парадные и повседневные сервизы. Фарфор отражал малейшие изменения стиля. Когда строился новый дворец, для него обязательно заказывали фарфоровые сервизы и предметы интерьера. Так, Николай I построил для своей жены императрицы Александры Федоровны Царицын павильон — виллу в римском стиле; для нее был создан отдельный сервиз. Или, например, дворец Коттедж под Петергофом, для которого был специально сделан сервиз «Александрия» с готическими тарелками, под стать стилю дворца.
Начиная с рококо, потом переходя в барокко, классицизм и времена историзма, когда создавались русские сервизы, готические, помпейские росписи, фарфор всегда соответствовал эпохе и стилю. Помимо сервизов и подарочных чашек популярностью пользовались украшения интерьера из фарфора, вазы, столешницы, умывальные приборы. Из этого материала делали вставки для дверей, часы, светильники и торшеры. Традиционно из него изготавливали подарки, которые императоры дарили на международных церемониях, дипломатических встречах, при заключении брачных союзов.
Императорский фарфоровый завод в Петербурге обеспечивал изделиями императорскую семью. В разные времена в продажу поступали фарфоровые вещи, но они были очень дорогие и не пользовались высоким спросом. В XVIII веке фарфор предназначался только для самого высокого слоя населения. Потом постепенно появились частные заводы — завод Батенина, Корнилова, и тогда фарфор стал более доступным.
От элиты в массы
С течением времени фарфор не потерял своей популярности, а с переходом на производство автоматизированных технологий стал более доступным для широких слоев населения.
Сначала процесс изготовления представлял собой исключительно ручной труд, но к середине XIX века различные операции стали выполнять машины. Лучше стало качество фарфора, не было дефектов, как в XVIII и начале XIX века.
Из-за машинного производства произошло удешевление продукции, и она стала более доступной. В советское время фарфор стали производить массово. Началось использование печатного рисунка и деколей (переводных картинок). Печатный рисунок был однотонным, а деколи представляли собой цветные картинки, которые имитировали ручную роспись. Это был уже механический способ декора, с помощью которого можно было произвести гораздо больше изделий.
В Англии ценится собственный фарфор, его приобретают по огромным ценам, то же самое происходит и на российском рынке — в большем почете местный фарфор, чем западноевропейский. Но в то же время существуют крупные производства в Германии, Франции и Англии, продукция которых всегда ценилась как у нас, так и в Европе.